понедельник, 17 мая 2010 г.

Готовим пальчики малыша к письму

Труднее всего первоклашке, да и второклашке приходится на уроках русского языка, потому, что процесс письма для малыша  очень сложен из-за неготовности руки к письму.  “Можно ли помочь ребенку?”— задают справедливый вопрос родители  в комментариях к заметке “Как повысить скорость письма?” .

Согласно данным психологов и физиологов трудности при овладении техникой письма объясняются:

  • слабо развитыми  мышцами пальчиков и кистей рук,
  • недостаточностью развития мышц предплечья и плечевой части пишущей руки,
  • несовершенной координацией движений пальцев,
  • отставанием в развитии мышц-разгибателей от мышц-сгибателей (в частности, движение руки слева направо),
  • слабой ориентацией в пространстве и на плоскости,
  • незаконченностью окостенения запястий и фаланг пальцев: рука быстро утомляется, ребенок  устает. 

Как развить мелкую мускулатуру руки

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу: захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж пальчиков, рисование каракулей, резание ножницами, занятия на домашних снарядах (кольца, перекладина) и многое-многое другое. Самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму — это лепка из пластилина, теста, глины.

Для укрепления двигательного аппарата пишущей руки можно предлагать детям штриховку, раскрашивание рисунков. Выполнение штриховки, развивает у ребенка согласованность действий зрительного и двигательного анализаторов. Постепенное развитие  и укрепление мелкой мускулатуры кисти руки будет эффективным, если давать разного вида штриховки:

  • короткими частыми штрихами,
  • мелкими штрихами с возвратом,
  • длинными параллельными отрезками,
  • круговую штриховку от центра рисунка.

При штриховке рука ребенка проделывает те же манипуляции, что и при письме.  Поскольку  усталости он не чувствует, то родители могут учить ребенка сосредотачиваться на соблюдении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования:  на посадку ребенка, на положение рук, на положение кисти пишущей руки, на положение листа бумаги, на положение карандаша, на правила пользования карандашом (ручкой, кистью).  Соблюдение этих правил в дальнейшем поможет ребенку преодолеть трудности технической стороны письма. 

На развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки можно предлагать такое упражнение. Например, начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). Дайте ребенку простой мягкий карандаш  и попросите в этих квадратах поставить по всей площади как можно больше точек. При чем, точки стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было их подсчитать.  Работает ребенок в максимальном темпе  30 секунд, через каждые 3 секунды   переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд.  Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы, а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости кисти руки. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук. Обязательным условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки.

На развитие согласованности действий глаз и рук. Ребенку в процессе учебы  придется  одновременно смотреть на предмет (например, на доску, в учебник) и списывать или срисовывать задание.  Это очень сложный вид учебной деятельности.  Внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Отсюда проблемы при списывании или срисовывании. Им легче рисовать (писать) по памяти, чем с натуры. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз.   Для развития у ребенка умения   ориентироваться в своей работе на образец, нарисуйте на листе бумаги, постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее их срисовать.  Упражнения такого вида развивают не только тонкую моторику руки, но и  произвольное внимание,  пространственное восприятие.

Для тренировки пальчиков можно выполнять, так называемые графические упражнения способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки.  Например, ребенок должен проводить линии карандашом, не отрывая руки, точно попадая в мишени. Можно пройти по узкому лабиринту и выйти из него, не задевая стен; провести свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель; найти выход из пещеры; проследить путь бабочки.   Старайтесь, чтобы ребенок проводил линии и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и узкие.  Этой же цели служит пальчиковая гимнастика:

  • "Пальчики здороваются" — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потренировавшись, попробуйте "поздороваться" пальчиками и на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
  • "Человечек" — указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки  "бегают" по столу.
  • "Слоненок" (средний палец выставлен вперед — хобот, а указательный и безымянный — ноги) "идет" по столу.

Итак, развитие пальцев и кистей рук  процесс длительный, да и не из легких, но помочь ручкам малыша можно. К трем годам движения руки ребенка уже значительно развиты, а карандашом и кистью,   как правило, еще не владеет. Дальнейшее формирование двигательных навыков  будет проходить интенсивнее, если ребенок будет иметь возможность подражать взрослому и слушать объяснения мамы и папы.

Терпения и успехов вам и вашему малышу!

2 комментария:

  1. Здравствуйте! Как можно с вами связаться и узнать по-подробнее о вашей работе и наработках по ускорению письма. Если это возможно конечно. Требуется помощь мальчику 7 класс, т.к. скорость его письма на уровне 3 класса.

    ОтветитьУдалить
  2. As claimed by Stanford Medical, It's in fact the one and ONLY reason women in this country live 10 years longer and weigh 42 lbs lighter than we do.

    (And actually, it really has NOTHING to do with genetics or some secret exercise and EVERYTHING to related to "how" they eat.)

    P.S, What I said is "HOW", and not "WHAT"...

    Click this link to determine if this little test can help you decipher your real weight loss potential

    ОтветитьУдалить