пятница, 30 апреля 2010 г.

Перфокарты как источник повышения эффективности урока

В помощь молодому учителю о несправедливо забытых перфокартах.

Что такое перфокарта?

Появились и широко использовались  перфокарты в традиционной системе обучения. Однако и сегодня они не утратили свою значимость и актуальность  на любом уроке.  Перфокарта представляет собой или однородную карточку с заданием, или согнутую пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся вырезанные «окошки», в которые дети записывают свои ответы.

DSC_3106

Содержание и применение перфокарт

Содержание может быть любым в зависимости от того с какой целью они будут использоваться, от содержания и сложности отрабатываемого материала, от возраста учеников.  Содержание задания представлено или на лицевой стороне перфокарты, или учитель диктует  задания, а учащиеся в «окошечки» записывают ответы. Например, для работы по перфокарте, расположенной на фотографии в верхнем левом углу, учитель может продиктовать по 5 слов на правописание каждой из парных согласных. Перфокарту, расположенную внизу по центру, можно  использовать на любом уроке, давая до 11 заданий по каждой группе (А,Б,В). После проверки выполненных работ  полоска бумаги убирается, вместо нее вставляется, чистая для   использования другими детьми.  

Все перфокарты легки в изготовлении и в применении, понятны и доступны детскому мышлению, их можно разнообразить в зависимости от   творчества учителя.  

Функциональная значимость перфокарт

Чем чаще ученик отвечает на уроке, чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, решил, сделал, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если ученик ушел с урока не замеченным учителем, у него сначала возникает ощущение, что он напрасно готовился к уроку, а потом равнодушие к школе. Умелое использование перфокарт и является одним из проверенных источников  повышения эффективности урока, это:

  • активизации мыслительной деятельности, памяти, внимания;
  • развития самостоятельности и инициативности, сообразительности и находчивости;
  • развития способности воспринимать сказанное на слух и быстроты реакции;
  • повышения познавательного интереса.

Перфокарты помогают  развивать математическую  и орфографическую зоркость,  закреплять пройденный материал (взаимосвязь между компонентами и результатами арифметических действий; свойства остатка при делении, безударные падежные окончания), формировать представление о задаче и форме записи ее решения, учить взаимопроверке и оценке товарища, быстро  проверить качество усвоенного.

Детям нравится работать по перфокартам. Они воспринимают работу с ними как игру, которую можно быстро выполнить, да еще и обязательно получить  качественную оценку учителя. 

Есть и другие, более сложные виды перфокарт, но о них в следующей заметке.

5 комментариев:

  1. Если быть точным, то появились и широко использовались перфокарты сначала для ввода информации в древние ЭВМ. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, romchick! Я знаю, что «Перфокарта – специальная перфорационная карта (прямоугольная карточка из картона или пластмассы, на которую записывается информация для ЭВМ, считывающих устройств, при помощи кодового расположения отверстий)».
    А учителя приспособили их для дидактического раздаточного материала. Не такие уж и древние ЭВМ. Я, например, сама использовала карты с ЭВМ и прокалывала отверстия по-своему усмотрению.
    Может быть и стоило рассказать об истории перфокарт, хотя у меня была другая цель. Однако, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. Алевтина Федоровна, похоже, в первом абзаце небольшая опечатка - слово "снаружи" написано раздельно.

    ОтветитьУдалить
  4. что такое перфокарты это понятно, а вот виды какие бывают, скажите пожалуйста???))

    ОтветитьУдалить